{description}
{textrow}
Характеристики
{videotitle}
Конструкция металлических гофрированных труб
Трубы для пропускания воды, изготовленные из гофрированного металла, используются при возведении железнодорожных путей и автодорог. Разделяются на две группы:- применяемые в обычных условиях;
 - использующиеся в холодных широтах.
 
Главными отличиями между трубоводами обычного и северного использования является применение:
- разных видов марки стального сплава;
 - различных веществ, используемых для защитного покрытия поверхности и изготовления лотка;
 - способа конструирования основы.
 
Трубная конструкция выполняется из металлических листов, промышленного производства. Листы заготовок выгнуты в соответствии требуемого диаметра, каждый из них имеет гофру с высотой 32,5 мм и специальным гребнем на ней, расположенной с шагом в 130 мм между собой. Соединительные размеры листов следующие:
- по окружности 1600 мм;
 - вдоль собираемого строения 910 мм.
 
Соединение листов в звено и в последствии звеньев в сплошную трубу производится внахлест при помощи болтов с диаметром 16 мм под спец. шайбы. Продольный стык, используемый для формирования звена, закрепляется с помощью двух рядов болтового соединения (13 болтов на один стык), элементы крепления располагают в шахматном порядке. Отличительной особенностью данного соединения является размещение болтов второго ряда изнутри (если смотреть от кромки листового элемента). Поперечное соединение готовых звеньев выполняется по окружности при помощи выставления крепежей в один ряд с шагом 200 мм. Предварительно подготавливаются отверстия для болтового соединения:
- продольной стыковки с диаметром – 19 мм;
 - поперечного стыка – 21 мм.
 
- гофра выполняется на основе стальных сплавов 09Г2Д;
 - соединительная фурнитура производятся из стали марок 35Х или 38ХА. В некоторых случаях используется сталь марок: 20, 30, 35 и Ст.3.
 
Большинство готовых трубопроводов используется без специальных оголовков.
Таблица №1
| 
		 Диаметр трубы, м  | 
	
		 Полезная длина элемента, мм  | 
|||||
| 
		 1600  | 
	
		 2400 (проект)  | 
|||||
| 
		 Толщина, мм  | 
	
		 Масса, кг  | 
	
		 Количество элементов на звено  | 
	
		 Толщина, мм  | 
	
		 Масса, кг  | 
	
		 Количество элементов на звено  | 
|
| 
		 1  | 
	
		 1,5  | 
	
		 23,5  | 
	
		 2  | 
	
		 -  | 
	
		 -  | 
	
		 -  | 
| 
		 1  | 
	
		 2  | 
	
		 31,2  | 
	
		 2  | 
	
		 -  | 
	
		 -  | 
	
		 -  | 
| 
		 1,5  | 
	
		 1,5  | 
	
		 23,5  | 
	
		 3  | 
	
		 1,5  | 
	
		 34,1  | 
	
		 2  | 
| 
		 1,5  | 
	
		 2  | 
	
		 31,2  | 
	
		 3  | 
	
		 2  | 
	
		 45,5  | 
	
		 2  | 
| 
		 1,5  | 
	
		 2,5  | 
	
		 39  | 
	
		 3  | 
	
		 2,5  | 
	
		 56,8  | 
	
		 2  | 
| 
		 2 (2,3)  | 
	
		 2  | 
	
		 31,2  | 
	
		 4  | 
	
		 2  | 
	
		 45,5  | 
	
		 3  | 
| 
		 2 (2,3)  | 
	
		 2,5  | 
	
		 39  | 
	
		 4  | 
	
		 2,5  | 
	
		 56,8  | 
	
		 3  | 
| 
		 3  | 
	
		 2,5  | 
	
		 39  | 
	
		 6  | 
	
		 2,5  | 
	
		 56,8  | 
	
		 4  | 
Примечания:
- Для условий критично низких температур северных регионов толщина применяемого элемента должна быть не мене 2,5 мм.
 - Чтобы получить гофрированный трубопровод с диаметром 2000 мм необходимо 4 стандартных листа с полезной длиной 1600 мм.
 - Для изготовления изделия с диаметром 2300 мм потребуется 3 элемента с полезной длиной 2400 мм. В настоящее время данный вид не освоен для производства на профильных предприятиях РФ.
 
Чтобы избежать воздействия ржавчины, все используемые элементы: гофра, болты, гайки, шайбы, в процессе изготовления цинкуются (минимальный слой 80 мкм). В процессе внедрения по месту применения дополнительно для защиты от агрессивной среды соединения обрабатываются специальным битумным покрытием. Битум наносится двумя способами:
- снаружи (в нормальных условиях эксплуатации);
 - с обеих сторон (для агрессивной среды).
 
Чтобы обеспечить надежную защиту покрытия от воздействия сил трения в нижней части трубопровода укладываются специальные лотки, изготовленные из бетона или асфальтобетона. Места установки лотков:
- над выемкой гофры (лоток - толщиной до 70 мм);
 - над гребнем (лоток - толщиной до 20 мм).
 
Основываясь на характеристиках грунта в месте для укладки, используют подготовленную подушку из дренирующих сыпучих материалов с размером частицы менее 40-50 мм. Минимальный размер подсыпки 400 мм (необходимые габариты подушки проставляются при составлении монтажного чертежа).
Трубовод может быть установлен на природное основание грунта, если оно соответствует регламентному требованию по составу и размеру частиц. При установке трубной конструкции в тело насыпи, применении укладочной подушки, потребуется в случаях обнаружения крупногабаритных грунтов, размером частиц более 50 мм, либо глины или пылеватого песка.
Для удержания материала применяемой подушки и защиты его от водотока подрусловой воды устраиваются специальные противофильтрационные сооружения (перемычки из глины, цементного раствора, армированного бетона). Устройство данных барьеров прописывается в проектной документации.
Способы установки экранов:
- из жестких материалов с укладкой под концевую секцию;
 - из глины и цементного раствора устраиваются под тремя крайними секциями.
 
- для обсыпки используются материалы, подходящие для строительства подушки, имеющие размер частиц не более 50 мм (песок, щебень, галька, гравий);
 - запрещено укладывать пылеватый песок, глинистый грунт;
 - требуется устраивать плотность наполнения пустого пространства не менее 95 %.
 
Требования к высоте возводимой насыпной части:
- для изделий типового исполнения эта величина зависит от размера изделия, габаритов гофры, характеристик грунта - прокладывание по ней автодороги или железнодорожных путей (см. табл. №2). Величина деформативности почвы для типовых материалов определяется модулем деформации, полученным в ходе компрессионных испытаний;
 - высота насыпного вала для индивидуальных проектов может быть выше принятого стандарта. Работы при таком задании ведутся с дополнительным контролем ответственного лица. Параметры модуля деформации – от 500 кгс/см2, коэф. грунтового уплотнения – 0,98.
 
								| 
		 Диаметр трубы, м  | 
	
		 Толщина листа, мм  | 
	
		 Предельная высота насыпи для дороги, м  | 
|
| 
		 железной  | 
	
		 автомобильной  | 
||
| 
		 1,5  | 
	
		 1,5  | 
	
		 6,3  | 
|
| 
		 1,5  | 
	
		 2  | 
	
		 5,2  | 
	
		 6,9  | 
| 
		 1,5  | 
	
		 2,5  | 
	
		 6  | 
	
		 7,5  | 
| 
		 2 (2,3)  | 
	
		 2  | 
	
		 3,3  | 
	
		 5,9  | 
| 
		 2 (2,3)  | 
	
		 2,5  | 
	
		 3,8  | 
	
		 6,1  | 
| 
		 3  | 
	
		 2,5  | 
	
		 -  | 
	
		 6,2  | 
Примечание:
Предел значения высоты для насыпного вала указан для модуля деформации более 200 кгс/см².
Для изделий северного назначения габариты применяемых насыпей регулируют нахождение в месте укладки трубовода деформирующихся к неустойчиво замерзшей почвы. В случае возникновения такой ситуации толщину насыпи уменьшают. Дополнительным средством в таких условиях является использование увеличенной ширины подушки основания. Русловая часть водотока усиливается с помощью монолитных железобетонных плит, блоков или выкладкой природного камня (рис. 2).
Для всей протяженности трассы БАМа характерно наличие косогоров и залегание больших участков вечной мерзлоты.Три схемы установки трубовода для перечисленных условий прокладки:
- 1 - практикуется при малых наклонах укладки;
 - 2- используется с любым уклоном косогорного рельефа местности, но с малой высотой насыпи;
 - 3- рекомендуется для основного применения (для насыпей с железнодорожным полотном избирательно). Ограничение по крутизне косогора менее 1:3. Для приведенного типа строительства используется удлинение края и устройство бермы.
 
Установка труб в зависимости от категории осадочности вечномерзлых грунтов разрабатываемой поверхности:
- 1 категория – используется стандартная схема строительства, без поправок;
 - 2 категория вечной мерзлоты – предполагает стандартную схему при условии постоянной отрицательной температуре поверхности строительства. При условии возможного оттаивания устраивается строительный подъемом, компенсирующий возможность просадки основания;
 - для почв с высоким риском просадки 2,3,4 категорий требуется применение индивидуального расчета прокладки, который регламентируется необходимостью применения и наличием средств исполнения проекта.